Принято считать, что в словесной схватке
либерала Павла Петровича с радикалом Базаровым полная правда остается на
базаровской стороне. Между тем на долю победителя достается весьма
относительное торжество. Симпатии читателей связаны с Базаровым не потому, что
он торжествует, а «отцы» побеждены. Обратим внимание на особый характер
полемики героев и не совсем обычный нравственно-философский ее результат. К
концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в пристрастии
к употреблению «противоположных общих мест». На вопрос Аркадия, что это такое,
Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, — это
общее место; а сказать, что просвещение вредно, — это противоположное общее
место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же».
Но ведь Базаров в спорах с Павлом Петровичем злоупотребляет
как раз использованием «противоположных общих мест»! Кирсанов говорит о
необходимости следовать
авторитетам и верить в
них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что
без «прин-сипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди. Нигилист
называет «прынцип» пустым нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в
презрении к народу, нигилист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения!»
Павел Петрович говорит о Шиллере, Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик
в двадцать раз полезнее всякого поэта!»
Тургенева привлекает в разночинце отсутствие
барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому
практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в
обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения
«барчуков» перед искусством, в критике дворянского культа любви.
Но, бросая вызов отживающим ценностям, герой в
ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «вашего»
искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей»
любви — в утверждение, что любовь — «чувство напускное»: все в ней легко
объясняется физиологическим влечением, отрицание «ваших» сословных принципов —
в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской
любви к народу — в пренебрежение к мужику. Порывая с «барчуками», Базаров
бросает вызов непреходящим ценностям жизни, ставя себя в трагическую ситуацию.
В споре с Базаровым Павел Петрович прав до
известной степени: жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами не
уступит произволу бесцеремонно обращающейся с нею личности или группы лиц. Но
доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизнеспособности,
его соответствия вечно обновляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное
отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержимый сословной
спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми
авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм.
Итак, Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой
личности перед принципами, принятыми на веру. Базаров же приходит к утверждению
личности, но ценой разрушения всех авторитетов и принципов. Обе эти позиции —
крайние: в одной — закоснелость и эгоизм, в другой — нетерпимость и
заносчивость. Спорщики впадают в «противоположные общие места». Истина от них
ускользает: Кирсанову не хватает отеческой любви к ней, Базарову — сыновнего
почтения. Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная
нетерпимость. Поэтому оба, в сущности, не вполне справедливы, причем не только
по отношению друг к другу, но и к самим себе.
Уже первое знакомство с Базаровым убеждает: в
его душе есть чувства, которые герой скрывает от окружающих и далее от самого
себя: «Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего це отвечал и только
приподнял фуражку».
Однако нет-нет, да и сорвется герой Тургенева,
заговорит с преувеличенной резкостью, с подозрительным ожесточением.
Это случается, например, когда речь заходит об искусстве. Тут Базарову изменяет
хваленая уравновешенность: «Искусство наживать деньги или нет более геморроя!»
Почему он так горячится? Не является ли его нетерпимость результатом скрытой
власти искусства над его душой? Не ощущает ли Базаров силу настоящего искусства,
самым нешуточным образом угрожающую его ограниченным взглядам на природу
человека?
И другое. Первый завтрак в Марьине. Базаров
«вернулся, сел за стол и начал поспешно пить чай». Каковы причины
поспешности? Неужели внутреннее замешательство и неловкость перед Павлом
Петровичем? Уж не «робеет» ли сам Базаров, так трунивший над робостью Николая
Петровича? Что скрывается за «совершенно развязною» манерою его
поведения, «отрывистыми и неохотными» ответами?
Очень и очень не прост с виду самоуверенный и
резкий тургеневский разночинец. Тревожное и уязвимое сердце бьется в его груди.
Крайняя резкость его нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет
усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая
двойственность, предвосхищающая героев Достоевского с их типичными
комплексами: злоба и ожесточение как форма проявления любви, как полемика с
добром, подспудно живущим в душе отрицателя. В тургеневском «нигилисте» скрыто
многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное
начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию. Не случайно
Достоевский высоко оценил роман Тургенева и трагическую фигуру «беспокойного и
тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».
Но ведь не вполне искренен перед самим собой и
противник Базарова, Павел Петрович. Он далеко не такой самоуверенный
аристократ, какого разыгрывает перед гостем. Подчеркнуто аристократические
манеры Павла Петровича вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей
неполноценности, в чем он, конечно, боится признаться даже самому себе. Но
мы-то знаем его тайну,
его любовь не к
загадочной княгине-аристократке, а к милой простушке — Фенечке. Еще в самом
начале романа Тургенев дает понять, как одинок и несчастен этот человек в
своем аристократическом кабинете с мебелью английской работы. Далеко за полночь
сидит он в широком гамбсовом кресле, равнодушный ко всему, что его окружает:
даже номер английской газеты держит он неразрезанным в руках. А потом, в
комнате Фенечки, мы видим его среди простонародного быта: баночки варенья на
окнах, чиж в клетке, растрепанный том «Стрельцов» Масальского на комоде,
темный образ Николая Чудотворца в углу. И здесь он тоже посторонний со своей
странной любовью на склоне лет без всякой надежды на счастье и взаимность.
Возвратившись из комнаты Фенечки в свой аристократический кабинет, «он
бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с
отчаянием глядя в потолок ».
Предпосланные решительному поединку, эти
страницы призваны подчеркнуть издержки в споре с обеих сторон. Сословная спесь
Павла Петровича провоцирует резкость ба-заровских суждений, пробуждает в
разночинце болезненно самолюбивые чувства. Вспыхивающая между соперниками
взаимная неприязнь неизмеримо обостряет разрушительные стороны кирсановского
консерватизма и базаровского нигилизма.
Вместе с тем Тургенев показывает, что отрицания
Базарова имеют демократические истоки, питаются духом народного возмущения.
Характер Базарова проясняет в романе широкая панорама деревенской жизни,
развернутая в первых главах: натянутые отношения между господами и слугами;
«ферма» братьев Кирсановых, прозванная в народе «Бобыльим хутором»;
разухабистые мужички в тулупах нараспашку; символическая картина векового
крепостнического запустения — «небольшие леса», «речки с обрытыми берегами, и
крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под
темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные
сарайчики с зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные,
с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами
и разоренными кладбищами». Читателю представлен мир на грани социальной
катастрофы; на фоне беспокойного моря народной жизни и появляется в романе
фигура Евгения Базарова. Этот демократический, крестьянский фон романа
укрупняет характер героя, придает ему национальную укорененность, связывает
нигилизм с общенародным недовольством, с социальным неблагополучием всей
России. Не случайно сам автор указывал, что в лице Базарова ему «мечтался
какой-то странный репйапЪ с Пугачевым».
В складе базаровского ума проявляются типические
стороны русского народного характера: склонность к резкой критической
самооценке, способность доходить до крайностей в отрицании. Базаров держит в
своих руках и «богатырскую палицу» — естественно-научные знания, которые он
боготворит и считает надежным оружием в борьбе с идеализмом «отцов», с
официальной идеологией самод&р-жавия. В естествознании он видит здоровое
противоядие барской мечтательности и крестьянскому суеверию. В запальчивости
ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все
вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки,
все тайны бытия.
Вслед за вульгарными материалистами Базаров
предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных
духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. Искусство для
него — извращение, чепуха, гниль. Кирсановых он презирает не только за то, что
они «барчуки», но и за то, что они «старички». Он и к своим родителям подходит
с той же меркой. Все это результат примитивного взгляда на природу человека,
приводящего Базарова к стиранию качественных различий между физиологией и
психологией. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность
любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность, пустота!.. Мы, физиологи,
знаем, какие это отношения. Ты проштудируйка анатомию глаза: откуда тут
взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Рассказ о любви Павла Петровича
к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод, не как лирическое
отступление. Он является предупреждением заносчивому Базарову.
Изъян ощутим и в его афоризме: «Природа не храм,
а мастерская». Правда деятельного, хозяйского отношения к природе оборачивается
вопиющей односторонностью, когда законы, действующие на низших природных
уровнях, абсолютизируются и превращаются в универсальную «отмычку», с помощью
которой Базаров легко разделывается со всеми загадками бытия. Отрицая
романтическое отношение к природе как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим
стихийным силам природной «мастерской». Ведь, кроме правды физиологических
законов, действующих на низших природных уровнях, есть правда человеческой одухотворенной
природности. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем,
что и природа на высшем экологическом уровне есть «храм», а не «мастерская ».
Да и склонность того же Николая Петровича к
мечтательности не «гниль» и не «чепуха». Мечты не простая забава, а
естественная потребность человека, одно из проявлений творческой силы его
духа. Разве не удивительна природная сила памяти Николая Петровича, когда он в
часы уединения воскрешает прошлое? Разве не достойна восхищения изумительная
по красоте картина летнего вечера, которой любуется этот герой?
Так встают на пути Базарова могучие силы красоты
и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. Против «81;о^ ипй Кгай»
Бюхнера — пушкинские «Цыганы» с их пророческими для Базарова стихами: «И всюду
страсти роковые. И от судеб защиты нет». Против пренебрежения искусством,
мечтательностью, красотой природы — раздумья и мечты, игра на виолончели
Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но «над чем посмеешься,
тому и послужишь» — горькую чашу этой жизненной мудрости Базарову суждено
испить до дна. |