В 1853 году началась русско-турецкая война.
Охваченный патриотическими чувствами, Толстой хлопочет о переводе в
действующую армию. Его просьба удовлетворена. В начале 1854 года Толстой
переведен с Кавказа в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он едет на
войну с воодушевлением: наконец-то судьба вверила ему дело, достойное
праправнука Петра Толстого, знаменитого посла в Константинополе. Предки
начинали, а на его долю выпало завершать затянувшийся спор России с Востоком.
Свой идеал Толстой ищет не «внизу», не в облике простого солдата, а там, где,
по его мнению, творится история, решаются судьбы народов и государств. Он
мечтает о подвиге, о славе. Аристократы, адъютанты при штабе армии, возбуждают
в нем зависть. Толстой испытывает «сильнейшее желание» стать адъютантом
главнокомандующего М. Д. Горчакова, приходившегося ему троюродным дядей.
Но в июне 1854 года терпит полный крах русская
дипломатия. Австрия отказывается от нейтралитета, Франция и Англия вступают в
войну с Россией на стороне Турции, высаживают войска на Крымский полуостров и
наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении. М. Д.
Горчаков вынужден снять осаду Силистрии и отступить за Дунай. Толстой оставляет
Южную армию и отправляется в осажденный Севастополь. Артиллерийский офицер, он
находится в резерве, на Бельбеке.
Наши военные неудачи глубоко волнуют его.
Наступает болезненный и сложный этап в жизни Толстого. Теперь ему бросаются в
глаза лишь бесчинства и вопиющие беспорядки. Он пишет «Проект переформирования
армии», в котором, вскрывая пороки военной системы, еще не видит «скрытой
теплоты патриотизма» матросов и солдат. Солдат в «Проекте...» — «существо,
движимое одними телесными страданиями». Он дерется с врагом «только под
влиянием духа толпы, но не патриотизма». Толстому кажется, что «человек, у
которого ноги мокры и впей ходят
по телу, не сделает блестящего подвига».
Но кризис, переживаемый Толстым, окажется лишь
этапом на пути к новому духовному подъему. Он произойдет в апреле 1855 года,
когда Толстой попадет из резерва на Язоновский редут четвертого бастиона
Севастополя. Общаясь с солдатами и матросами в боевой обстановке, Толстой
убеждается в том, что истинный патриотизм, глубокую любовь к родине следует
искать не в высших сферах, не у адъютантов и штабных офицеров, а в кругу
простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны. Укрепляется вера
Толстого в духовные силы народа, и совершается перелом во взглядах,
аналогичный тому, какой переживут в ходе Отечественной войны 1812 года Пьер
Безухов и Андрей Болконский — герои будущего романа-эпопеи «Война и мир».
Испытав тяготы Севастопольской осады с июня 1854 года по апрель 1855 года,
Толстой решил показать Крымскую войну в движении, в необратимых и трагических
переменах. Возник замысел изображения «Севастополя в различных фазах», воплотившийся
в трех взаимосвязанных рассказах.
«Севастополь в декабре месяце» — ключевой очерк
севастопольской трилогии Толстого. В нем формируется тот общенациональный
взгляд на мир, с высоты которого освещаются дальнейшие этапы обороны. Рассказ
напоминает диалог двух разных людей. Один — новичок, впервые вступающий на
землю осажденного города. Другой — человек, умудренный опытом. Первый — это и
воображаемый автором читатель, еще не искушенный, представляющий войну по
официальным газетным описаниям. Второй — сам автор, который руководит нашим
восприятием, учит «жить Севастополем». Вначале он показывает «фурштатского солдатика,
который ведет поить, какую-то гнедую тройку... так же спокойно, и самоуверенно,
и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске».
Затем проявление этого неброского, народного в своих истоках героизма Толстой
подмечает и в лице того офицера, который в безукоризненно белых перчатках
проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лицах
рабочих, солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания,
превращенного в госпиталь.
Чем питается этот будничный, повседневный
героизм защитников города? Толстой не торопится с объяснением, заставляет
всмотреться в то, что творится вокруг. Вот он предлагает войти в госпиталь: «Не
верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, — это дурное чувство, —
идите вперед, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на
страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними...» О каком дурном
чувстве стыда говорит Толстой? Это чувство из мира, где сочувствие унижает, а
сострадание оскорбляет болезненно развитое самолюбие человека, это чувство
дворянских гостиных и аристократических салонов, совершенно неуместное здесь.
Автор призывает собеседника к открытому, сердечному общению, которое
пробуждает в участниках обороны атмосфера народной войны. Здесь исхудалый
солдат следит за нами «добродушным взглядом и как будто приглашает подойти к
себе». Есть что-то семейное в стиле тех отношений, которые установились в
декабрьском Севастополе. И по мере того как герой входит в эту «семью», он
освобождается от эгоизма и тщеславия и приходит к пониманию причины героизма
участников обороны: «Эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в
русском, но лежащее в глубине души каждого,—любовь к Родине».
«Севастополь в декабре» является зерном «Севастопольских
рассказов»: в нем схвачен тот идеал, с высоты которого оцениваются события
последующих двух произведений. Сюжетные мотивы «Севастополя в декабре» неоднократно
повторяются в «Севастополе в мае» и «Севастополе в августе». Рассказ
«Севастополь в мае» знаменует новую фазу войны, не оправдавшей надежд на
единство нации. Тщеславие, а не патриотизм оказалось решающим стимулом
поведения в кругу людей, стоящих у власти, подвизающихся в штабах армий и полков. И Толстой беспощадно
осуждает такую войну, которая ради крестиков-наград, ради повышений по службе
требует новых и новых жертв.
В «Севастопольских рассказах» впервые в
творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема». Писатель показывает, что
офицерская элита не выдерживает испытания войной, что в поведении офицеров-аристократов
эгоистические, кастовые мотивы к маю 1855 года взяли верх над иными,
патриотическими. Вместо сплочения нации целая группа людей, возглавлявших
государство и армию, обособилась от высших ценностей жизни миром, хранителем
которых был простой солдат.
Героями «Севастополя в августе 1855 года» не
случайно оказываются люди не родовитые, принадлежащие к мелкому и среднему
дворянству: к августу бегство аристократов и штабных офицеров из Севастополя
под любыми предлогами стало явлением массовым. Время перед последним
неприятельским штурмом севастопольских твердынь по-своему рассортировало людей.
В критические для России минуты между разными группами внутри офицерского
круга растет взаимная отчужденность. Если штабс-капитан Михайлов еще тянулся к
аристократам, то Михаилу Козельцову они глубоко несимпатичны.
Ход событий заставляет Михаила Козельцова
отречься от офицерской верхушки, принять народную точку зрения на жизнь,
прислушаться к мнению рядовых участников обороны. Севастополь пал, но русский
народ вышел из него непобежденным духовно. «Почти каждый солдат, взглянув с
Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце
вздыхал и грозился врагам». |