В 1873 году Островский пишет одно из самых
задушевных и поэтических произведений — «весеннюю сказку» «Снегурочка».
Сказочное царство берендеев в ней — это мир без насилия, обмана и угнетения. В
нем торжествуют добро, правда и красота, а потому искусство слилось здесь с
повседневностью и растворилось в ней. В этой сказке — утопия Островского о
братской жизни людей друг с другом. Царство добрых берендеев — упрек
современному обществу, враждебному сказке, положившему в свое основание эгоизм
и расчет.
В «Снегурочке» есть, конечно, связь с
современностью. С некоторых пор в царстве берендеев воцарилось неблагополучие.
Меркнут лучи животворящего Ярилы-Солнца, холодеют люди в отношениях друг с
другом. Красота Снегурочки, вплоть до чудесного преображения под влиянием
матери-Весны в финале «весенней сказки», на протяжении всего действия остается
холодной красотой, губительной для окружающих: ее присутствие сеет раздор и
ссоры в мире берендеев. Равнодушно следуя за Мизгирем, Снегурочка совершенно
безразлична к горю Купавы, лишена какого бы то ни было сострадания, обделена
чувством вины перед нею, не понимает ее тоски, обиды и горьких слез. Столь же
равнодушна Снегурочка к страданиям других девушек, у которых она «отбивает»
женихов. Равнодушна она и к своим поклонникам, не понимая их терзаний, не
сознавая причины слез, катившихся по щекам Леля. В беседе с Берендеем Бермята
именно в Снегурочке видит главную причину раздоров и смут берендеевского
царства:
Передрались все парни за нее. На женихов
накинулись невесты...
Любовь Снегурочки — причина ее гибели. Но смерть
Снегурочки — искупление грехов остывающих душой берендеев. Принимая эту
жертву, бог солнца сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло.
Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасет человечество — такова
вера Островского, такова лучшая из его надежд.
С позиций нравственных ценностей, открытых в
«Снегурочке», оценивал Островский жизнь эпохи 70-х годов, когда над всеми
человеческими отношениями начинали господствовать деньги и векселя, когда люди
поделились на волков и овец. Эта параллель между царством животных и царством
людей проведена в комедии «Волки и овцы». |