Образ русского солдата в поэме Л. Т. Твардовского «Василий Теркин»
«Книга про бойца» А. Т. Твардовского «Василий
Теркин» стала по праву наиболее значительным
поэтическим произведением военных лет. Ее
можно назвать поэтической энциклопедией Отечественной войны,
художественным памятником той великой и
трагической эпохи. Она выделяется среди других поэм особой полнотой, всесторонностью
охвата, эпической масштабностью и глубиной
реалистического изображения народно-освободительной
борьбы, бедствий и страданий, подвигов и окопного быта, достоверным изображением сложной внутренней жизни, помыслов и раздумий, чувств и переживаний русского
труженика-солдата.
Герой поэмы Твардовского — Василий Теркин — олицетворяет собой весь народ. В нем нашли художественное воплощение русский национальный характер, его существенные черты и
качества. Но этот результат
был достигнут не сразу. Замысел поэмы и истоки
образа ее главного героя относятся еще к
периоду финской кампании 1940 года, когда на страницах газеты «На страже Родины» появилась условная, лубочная фигура веселого, удачливого бойца— Васи Теркина, созданная коллективными усилиями. Твардовский написал стихотворное вступление к этому * Теркину». В нем герой предстал перед читателем условной, гиперболической фигурой. Он был необыкновенным человеком, богатырем с саженью в плечах, и брал врагов на штык, «как снопы на вилы».
Впоследствии Твардовский по-новому осмысливает образ
Теркина, чувствуя, что этот герой должен
существенно измениться. С середины 1942
года начинается новый этап работы над произведением. 4 сентября 1942 года состоялась первая публикация «Василия Теркина» в газете Западного фронта «Красноармейская правда*, где были напечатаны вступительная главка «От автора» и глава «На привале». С этого момента поэма стала главной работой Твардовского на фронте.
В результате долгой и напряженной работы по вынашиванию и воплощению замысла *изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма— композиция, жанр, сюжет*. Изменился характер поэтического повествования о войне — родина и народ, народ на войне стали главными темами. Образ главного
героя произведения перестал быть условной и
тем более лубочной фигурой «необыкновенного*, «богатыря», стал проще,
конкретнее и вместе с тем обобщеннее,
типичнее, олицетворяя собой весь
сражающийся народ.
Знакомя с ним читателей своей поэмы уже в первой
главе «На привале», Твардовский пишет:
Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно:
Просто парень сам собой Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
Подчеркнув обычность своего нового Теркина, его неотделимость от массы бойцов, поэт в самой, казалось бы, непритязательной внешности выявляет его незаурядность: «Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой — героем*.
На протяжении всей поэмы в образе Василия Теркина последовательно и многогранно раскрывается живой и убедительный народный характер русского человека. В герое Твардовского живет естественная, как дыхание, любовь к родине, верность
своему гражданскому и воинскому долгу.
Образ Теркина несет в себе большое художественное
обобщение, он глубоко типичен и вбирает то»
что характерно для многих людей.
Однако в нем эти присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность,
житейская смекалка, умение и мастеровитость
русского человека-труженика и воина, наконец,
неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает
нечто более глубокое и серьезное, все это
сплавляется в живой и целостный человеческий характер. В его изображении
естественно сочетаются классические и фольклорные, народно поэтические традиции:
То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, —
В бой, вперед, в огонь
кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.
Являясь обобщенным и глубоко индивидуализированным
художественным воплощением русского национального
характера, Теркин неотделим от воюющего народа —
солдатской массы и ряда эпизодических
персонажей (дед-солдат времен Первой мировой войны и
бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка
медсестра в госпитале, солдатская мать,
возвращающаяся из вражеского плена, и др.К он
неотделим и от матери-родины,
И вся «Книга про бойца» — это поэтическое утверждение народного единства, жизнестойкости, оптимизма, веры в торжество правого дела, воплощенное прежде всего в образе главного героя. |