КОМПОЗИЦИЯ (от лат, —
составление, соединение) — расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. В произведении искусства, по словам Л. Толстого, часто бывает «...нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения». Композиция скрепляет элементы формы и соподчиняет их идее. Законы композиции — итог эстетического познания, они отражают глубинные взаимосвязи реальности. Композиция обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного, В качестве синонимов термина «композиция»
нередко используются термины «архитектоника» и
«структура»; однако распространены и иные,
специфические определения этих терминов.
Композиция придает произведению стройность
и «прелесть порядка» (Гораций). Композиции канонических жанров (например, античности и классицизма) присуща
соразмерность компонентов изображаемого, что
способствует воплощению «идеи силы и
прочности» (Д. Дидро). «Романизированная»
литература XIX—XX вв., воссоздающая личность
как незавершенную, нередко противостоит
структурной строгости; композиция при этом оставляет
иллюзию неопределенности, свободы от
жесткого плана (непринужденное чередование
сюжетных эпизодов с раздумьями повествователя в «Мертвых душах» Н. Гоголя) или
фрагментарности, случайности («Евгений Онегин» — с
«пропущенными строфами» — А. Пушкина). Четкость
и завершенность композиции особенно важны в
произведениях, предназначенных для
единовременного восприятия, а в большой эпической
форме построение часто бывает вольным,
нестрогим. Так, автор «Василия Теркина» не
стремился композиционно « сцеплять» между собой
главы поэмы; он хотел, чтобы ее можно было
читать «с любой раскрытой страницы».
Композиция литературных произведений включает е расстановку»
персонажей (систему образов), событий и поступков (композиция сюжета, иногда
называемая фабулой), способов повествования
(собственно повествовательная композиция
как смена точек зрения на изображаемое), подробностей обстановки,
поведения, переживаний (композиция деталей), стилистических приемов (речевая композиция), вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов). В стихотворных
произведениях, особенно лирических, композиция отмечена строгой соразмерностью интонационно-синтаксических и метрико-ритмическихединиц.
Сферу композиции составляет также соотнесенность
разных сторон (планов, слоев, уровней)
литературной формы, посредством ее реализуется система мотивов, характерная для данного произведения, писателя,
жанра, направления.
Существенные
приемы композиция — многозначительное
соседство внешне не связанных эпизодов,
высказываний, деталей (например, в «Вишневом
саде» А. Чехова после реплики Гаева:
«Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?» — звучат слова Шарлотты — «Моя собака и орехи
кушает», что придает эпизоду иронический
колорит); или сопоставимость событий, предметов, деталей, удаленных
друг от друга в тексте произведения (слова
Вырина из «Станционного смотрителя»
А. Пушкина: «Авось приведу я домой
заблудшую овечку мою» — проясняют
смысл экспозиционного описания лубочных картинок о судьбе блудного
сына).
КОНФЛИКТ (от лат. — столкновение)
художественный — противоположность, противоречие
как принцип взаимоотношений между образами
художественного произведения. Термин «конфликт» традиционно применяется к драматическим и эпическим родам литературы, к театру и кино, то есть к
изобразительно-динамическим видам
искусства. Будучи основой и движущей
силой действия» конфликт определяет главные стадии развития сюжета: зарождение конфликта — завязка, наивысшее обострение — кульминация, разрешение конфликта (не всегда обязательное) — развязка. Обычно конфликт выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синонимы), прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами — характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Таков, например, конфликт Евгения Онегина с окружающей средой — великосветским и провинциальным дворянством; его конфликт
с другими персонажами — Ленским, Татьяной;
его внутренний конфликт, проявляющийся
в недовольстве собой, стремлении уйти от себя. Совокупность этих конфликтов и
определяет весь сюжет пушкинского
романа: отъезд Онегина из Петербурга,
дуэль с Ленским и т. д.
Однако конфликт может проявляться и в произведении с ослабленным сюжетом (например, в чеховских пьесах), а иногда и вовсе внесюжетно — в композиционном контрасте, противопоставлении отдельных ситуаций, предметных деталей, изобразительных ракурсов, в стилистической антитезе и пр. Например, в рассказе Л. Толстого «Три смерти» конфликт трех персонажей; барыни,
работника и дерева — раскрыт композиционным параллелизмом частей, при
отсутствии какоголибо сюжетного взаимодействия между
персонажами (в кино такой принцип называется монтажом).
Как бы ни проявлялся конфликт: в событийной коллизии или в смысловой оппозиции, в образах реальных противоречий или в противопоставлении самих образов, — он составляет» как
правило, ядро художественной
проблематики, а способ и направленность его
разрешения — ядро художественной идеи.
лирика (от
греч. — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись
стихи, песни и т. п.) — род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором
первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Если в эпосе «...поэту служит содержанием
отличный от него герой», то центральным персонажем лирического произведения
оказывается сам его создатель и прежде всего — его внутренний мир. При этом лирическое переживание, как правило» заключенное в настоящем,
способно вмещать общечеловеческий смысл: в
лирическом высказывании потенциально
может «узнать» собственные чувства и мысли любой читатель. И так как круг человеческих эмоций при всем несходстве мировосприятия людей
разных эпох достаточно устойчив» в лирике разных времен выделяют так называемые вечные темы и проблемы, или мотивы.
Поскольку в лирике первостепенно выражение точки зрения лирического субъекта, то изображение внешнего мира
(картин природы, какого-либо предмета или
события) также служит здесь целям самовыражения.
Даже в тех случаях, когда отсутствует прямо выраженное «я» автора и на первом плане оказывается какое-либо объективное
описание, в подтексте непременно ощутим
субъективный взгляд, с точки зрения которого поэт рассматривает и
оценивает объективный мир: «Предмет здесь
не имеет цены сам по себе, но все
зависит от того, какое значение дает
ему субъект,..»(В. Белинский)
Формы лирического высказывания различны. Переживания и мысли лирического субъекта могут высказываться от первого лица в форме монолога или от лица введенного в текст персонажа (ролевая лирика: «Еду ли ночью по улице темной...» Н. Некрасова, «Я— Гамлет. Холодеет кровь...» А. Блока); передаваться через предметное изображение («Уснуло озеро.,.vА, Фета); быть скрытыми в рассуждениях, где предметные образы играют подчиненную роль или принципиально условны («Эхо» А. Пушкина); могут объективироваться в диалог героев («Спор между «Винономи
его душою» Ф. Вийона); иметь форму
обращения к какому-либо неопределенному лицу («8ПехШишя Ф. Тютчева);
просвечивать сквозь сюжет, что свойственно жанру баллады («Три пальмы» М.
Лермонтова).
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ —
образ поэта в лирике, один из способов раскрытия
авторского сознания. Лирический герой —
художественный «двойник» автора-поэта,
вырастающий из текста лирических композиций
(цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся
совокупность лирики) как четко очерченная фигура или
жизненная роль, как лицо, наделенное
определенностью индивидуальной судьбы»
психологической отчетливостью внутреннего мира, а
подчас и чертами пластического облика (хотя
никогда не достигает пластической завершенности
литературного героя в повествовательных и драматических жанрах). Понятие « лирический герой» впервые сформулировано в 1921 г. Ю. Тыняновым применительно к творчеству А. Блока. Позднее термин широко вошел в литературоведение, но его содержание и границы остаются спорными. Обычно подчеркивается, что отношение между биографической личностью поэта и его лирическим героем подобно отношению между житейским прототипом и художественным типом: эмпирические факты эстетически претворяются и обобщаются, как при создании любого другого литературного
характера. Лирический герой — это сотворенное,
по словам М. Пришвина. Вместе с тем такому авторскому образу сопутствует особая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом; значит, не ошибается и
непосредственное читательское чувство, уверенное в реальном
человеческом бытии лирического героя.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ — художественный образ,
одно из обозначений целостного существования
человека в искусстве слова. Термин «литературный
герой» имеет двоякий смысл. Во-первых, он
подчеркивает господствующее положение действующего
лица в произведении (как главного героя в сравнении с персонажем), указывая,
что данное лицо несет основную проблем нотематическую нагрузку. В главных героях, как правило, воплощаются и художественно новаторские устремления писателя, в отличие от второстепенных лиц, где автор чаще остается в русле традиции. В некоторых случаях понятие «литературный герой» употребляется для обозначения всякого
действующего лица произведения. Во-вторых,
под термином « литературный геройо понимается целостный образ человека — в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного
мира; близкий по смыслу термин — характер,
если брать его в узком, а не в расширенном значении, обозначает внутренний,
психологический разрез личности, ее
природные свойства, натуру.
Слово «героин, пришедшее из реальной жизни,
приводит порой к отождествлению в читательском
восприятии литературного героя с живым
человеком; такая возможность возрастает при наличии его прототипа.
Однако сходство, скажем, Наполеона — одного из героев романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир» с историческим деятелем весьма относительно; они глубоко по сути различны. Этот случай крайний, но
симптоматичный:
в литературном герое воплощается концепция писателя,
исходя из которой и строится художественный
образ; при этом свое уникальное значение
литературный герой получает только в общей системе
(контексте) данного произведения.
Роль и специфика литературного героя в наибольшей степени выявляются в круге проблем «герой — автор».
Их взаимоотношения обусловливаются двумя факторами: той позицией (явной или скрытой), которую занимает автор по отношению к своему литературному герою (героизация, ирония, осмеяние, сочувствие и т, д.), и жанровой природой произведения скажем» в сатире тип отношения автора к герою будет иным» чем в психологической прозе), В зависимости от художественной системы
писателя степень свободы героя (от автора),
его автономность может значительно колебаться:
на одном полюсе максимальная свобода героя,
позиция диалога и противостояния по отношению
к автору, на другом — подчеркнутая идейная общность героя и автора,
«зеркальное» отображение в духовных поисках героя идеологических исканий писателя; в пределах русской реалистической литературы первый тип представлен полифоническим романом Ф. Достоевского, второй — монологическим романом Л. Толстого (М. Бахтин).
Если попытаться увидеть литературного героя в движении времени, отбирая в качестве примеров наиболее характерные его воплощения, то можно представить направление исторической эволюции литературного героя: идеальный герой эпоса; устойчивая маска, наделенная одномерными признаками в классицизме; персонаж романтической литературы, раздираемый противоречиями, метафизически понятыми; социально, исторически и психологически обусловленный
герой реалистического романа XIX—XXвв.; наконец, антигерой современной, прежде всего зарубежной, литературы.
Литературная критика нередко оперирует такими понятиями, как «положительный герой я «отрицательный герой». Такое условное разделение обнажает, сводя к полюсам, социальные и нравственные
идеалы писателя. Часто образ героя,
чутко откликнувшегося на запросы своего времени,
определяет как общественное воздействие
произведения, так и длительность его жизни в
читательской среде. Именно через восприятие литературного
героя связь литературы и жизни обнаруживается наиболее
явно, непосредственно: литературный герой способен сформировать новый жизненный тип, действующий и мыслящий по образцу литературного героя (лермонтовский Печорин, Рахметов из романа «Что делать?»
Н. Чернышевского, в известной мере Василий
Теркин из одноименной поэмы А. Твардовского
и др.).
Литературный герой как выражение художественной авторской концепции человека является одним из центральных идейно-эстетических понятий
творчества отдельного писателя и литературных
направлений, школ, стилевых течений.
Именно в образе литературного героя отвлеченно-мировоззренческая проблематика сгущается до личностной и психологической напряженной ситуации, требующей немедленного разрешения. В теории литературы литературному герою, взятому не изолированно» а во всем «объеме» его связей с действительностью и в зависимости от характера этой связи, придается конститутивное
значение для раскрытия творческого метода (романтизм, реализм). Литературный герой
выявляет также общность отдельных произведений,
группируя их по идейной близости (литература
о «лишнем человеке», «маленьком человеке»,
потерянном поколении»). Известны литературные герои, неоднократно воплощавшиеся писателями разных времен и народов, — вечные образы мировой литературы (Прометей, Фауст,
Дон Жуан),
МЕТАФОРА, метафоричность (греч.) — вид тропа, перенесение
свойств одного предмета (явления или
аспекта бытия) на другой, по принципу их
сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В
отличие от сравнения, где присутствуют оба
члена сопоставления («Как крылья, отрастали
беды / И отделяли от земли». В. Пастернак),
метафора — это скрытое сравнение., в котором слова
окак», «как будто», словно» опущены, но
подразумеваются.«Очарованный поток» (В.
Жуковский), «живая колесница мирозданья»
(Ф.Тютчев), «жизни гибельный пожар» (А. Блок), «И
Гамлет, мысливший пугливыми шагами» (О.
Мандельштам) — во всех перечисленных метафорах
различные признаки (то» чему
уподобляется предмет и свойства, самого предмета) представлены не в их качественной
раздельности, как 0 сравнении, а сразу даны
в новом нерасчлененном единстве художественного
образа.
Из всех тропов метафора отличается особой экспрессивностью, обладая неограниченными возможностями в сближении (нередко — неожиданном уподоблении) самых разных предметов и явлений, по существу поновому осмысливая предмет, метафора способна вскрыть, обнажить его внутреннюю природу; нередко метафора как своего рода микромодель является выражением индивидуально-авторского видения мира: «Стихи моиГ Свидетели живые / За мир пролитых слез» (Н. Некрасов); «Мирозданье — лишь страсти разряды» (Б.Пастернак). В отличие от распространенной «бытовой» метафоры («наступает вечер», «сошел с ума») индивидуальная метафора
содержит высокую степень художественной информативности,
так как выводит предмет (и слово) из
автоматизма восприятия.
В тех случаях, когда метафорический образ охватывает несколько фраз или периодов (образы «до времени созрелого плода» в «Думе» М. Лермонтова, «тройки& в «Мертвых душах» Н, Гоголя) или даже распространяется на все произведение (чаще стихотворение:«Телега жизни» А. Пушкина), метафора называется развернутой. Когда метафорическое выражение берется в прямом смысле и происходит его дальнейшее буквальное
развертывание» возникает явление реализации метафоры—
прием, нередко вызывающий комический эффект.
Стихотворение В. Маяковского «Вот
так я сделался собакой» построено
на таком обыгрывании разговорного выражения «злюсь как собака»: сначала «из-под
губы клык», затем «из-под пиджака
развеерился хвостище? и, наконец,
встал на четвереньки и залаял. По
отношению к метафоре другие тропы и такие стилистические фигуры, как
оксюморон, олицетворение, антитеза, могут
рассматриваться как ее разновидности
или модификации. Более древними,
предшествовавшими метафорами элементами
образности являются сравнение, эпитет
и параллелизм.
МОДЕРНИЗМ (от франц. —
новейший, современный) — философеко-эстетическое движение в литературе и искусстве XX в., отразившее кризис буржуазного мира
и созданного им типа сознания. Пройдя стадии
декадентства и авангардизма, модернизм как
сложившаяся система выступает начиная с
20х гг. Философскими истоками модернизма были
идеи Ф, Ницше» А, Бергсона, Э. Гуссерля,
концепции 3, Фрейда» К. Г. Юнга, в дальнейшем —
экзистенциализм М. Хайдеггера, которые
рационализму буржуазного мышления
противопоставили многообразие субъективистских
интерпретаций бытия.
Коренным свойством литературы модернизма (Дж, Джойс, Ф. Кафка, В. Вулф, Г, Стайн, Т. С. Элиот, Э. Паунд, А. Жид, М. Пруст, Ж. П. Сартр, А. Камю, Э. Ионеско, С, Беккет и др.)
является убеждение в глубоком и непреодолимом
разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, ощущение
насильственной изоляции человека от окружающего
мира, замкнутости, отчужденности и
конечной абсурдности каждого индивидуального
существования и всего макрокосма деиствительности.
Настойчиво возвращаясь к этой концепции, крупнейшие писателимодернисты (прежде всего Кафка и Джойс) смогли дать глубокое, хотя и
мистифицированное отражение некоторых особенностей
развития буржуазного общества XX в. Стремление модернизма
преодолеть мертвенную механистичность и
разорванность социальной, культурной, духовной жизни буржуазного общества осуществлялось поисками утраченной полноты и целостности в сфере эмоциональной памяти
(Пруст), в универсальных мифологических архетипах
бытия (Джойс), в надвременных эротических
переживаниях (Д. Г. Лоренс) и т, п.
Предметом изображения литературы модернизма являются в конечном счете
не подлинные противоречия общества, а отражение их в кризисном, даже патологическом сознании человека, его
изначально трагическое мироощущение, связанное
с неверием в разумность истории, в поступательный
ход ее развития и возможность воздействовать на
действительность, выбирая определенную позицию и неся за нее ответственность.
Для модернизма человек остается жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих
его судьбу. Полемика с
концепцией человека и со всем миросозерцанием,
выраженным модернизмом, составляет суть таких
примечательных произведений критического
реализма XX в., как «Доктор Фаустус» Т, Манна,
«Игра в бисер» Г. Гессе и др. На Западе модернизм нередко отождествляют с «художественной революцией»,
приведшей к существенному обогащению системы изобразительных средств: поток
сознания, внутренний монолог, ассоциативный
монтаж, пересечение памяти и сиюминутного
переживания, определяющее концепцию повествовательного времени» и т. п. Однако предпосылки подобных форм художественной организации материала обнаруживаются уже в реалистической литературе XIX в., а писатели-реалистыXX в. вели поиски их не менее
интенсивно, чем модернисты, и нередко независимо от них. При этом если реализм подчинял новые элементы поэтики задаче все более многогранного и глубокого исследования человека в его отношениях с обществом и с историческим процессом, то модернизм использовал их для воплощения идеи о бессмысленном круговороте жизненного опыта, о всеобщей разделенности как законе бытия и о бессилии личности противостоять своему трагическому
уделу.
Как литературное направление модернизм предстает конгломератом течений и школ, по своим исходным установкам порой оказывавшихся на авансцене борьбы за новое художественное видение, отвечающее динамичному характеру действительности XX в.: немецкий экспрессионизм, русский и
итальянский футуризм, отчасти англо-американский
имажинизм, французский и чешский
сюрреализм и др. С деятельностью таких школ связано
раннее творчество выдающихся революционных
художников и крупных мастеров критического реализма — В.
Маяковского, Л. Арагона, П. Элюара, Б, Брехта
и др. Для всех них, однако, период авангардистских исканий завершался разрывом с воспитавшей их литературной школой.
ПЕЙЗАЖ в литературе (франц. рауз — страна,
местность) один из содержательных и композиционных
компонентов художественного произведения: описание
природы, шире — любого незамкнутого
пространства внешнего мира. Эстетическое отношение к
природе довольно позднее завоевание
человечества: в фольклоре пейзаж антропоморфичен, в
древнем эпосе мифологичен, то есть в обеих
картинах мира он самостоятельной ценности не
несет. Пейзажа в современном понимании как
объективно-реального изображения природы до XVIII в. в литературе не
было. Открытие пейзажа связано с осознанием
нового положения человека во Вселенной как включенного,
вписанного в нее (аналогичный этому процесс в живописи —
открытие прямой перспективы).
Функции пейзажа многообразны от резкого субъективированного (в романтизме) до описательного и символического, причем последнюю функцию пейзаж может выполнять не только в символистской, но и в реалистической поэтике (знаменитый дуб в «Войне и мире» Л. Толстого). Во всех эстетических системах распространен принцип психологического параллелизма, основанный на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. В русской прозе XIX—XX вв.
признанные мастера пейзажа И. Тургенев» А. Чехов, И, Бунин, М. Шолохов.
Нередко пейзаж перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира (С. Аксаков, М.Пришвин). В поэзии XIX—XXвв. эта роль пейзажа
выражается наиболее отчетливо. Здесь пейзаж
уже на новом уровне — сознательно ант
ропоморфичен, не теряя при этом «природной» самоценности
(у А. Фета, Ф. Тютчева; у последнего —
параллельно с созданием космического пейзажа).
Своеобразное развитие такой пейзаж получает
в лирике Б. Пастернака, где границы между
человеческим и природным миром настолько
размываются, что « и шелест листьев был как бред», « Альпы лихорадит»,
улицу «бьет озноб&, а гром — «листьями
забыт, и охаян, и высмеян». Здесь уже не человеческий мир уподобляется
природному и раскрывается через него, а, наоборот,
за точку отсчета берется природное бытие
как наиболее близкое, понятное и «обжитое» и уясняется через сравнение с
опытом человеческого существования,
Особый
вид пейзажа урбанистический, развивается в
поэзии и прозе XIX—XX вв. (Ф. Достоевский, А. Белый, В.
Маяковский), |