В «Маленьких трагедиях» поэт обратился к узловым
этапам западноевропейской цивилизации, определившим ее целостный облик и
обнажившим ее смысл. Западный мир дан здесь в историческом развитии от позднего
Средневековья («Скупой рыцарь») к Возрождению («Каменный гость») и далее к
эпохе западноевропейского Просвещения («Моцарт и Сальери»). Этот мир
представлен в главных человеческих страстях: деньги («Скупой рыцарь»),
искусство («Моцарт и Сальери»), любовь («Каменный гость»). Венчает цикл «Пир во
время чумы», в котором личность поставлена перед земным пределом, перед
главным испытанием — смертью.
Пушкин обнаруживает в «Маленьких трагедиях» свойственную
его русскому гению «всемирную отзывчивость». Он перевоплощается в человека
европейского Средневековья, Возрождения, Просвещения, проявляя свою русскость в
том, что доводит дух европейской культуры до максимального напряжения. В
экстремальных ситуациях обнаруживается сила и слабость западной духовности. В
основе ее лежит культ человеческой индивидуальности, оборачивающийся
разрушительным индивидуализмом. Страсть к предельному обогащению становится
предельным самоограблением — как внешним, так и внутренним («Скупой рыцарь»),
сальерианс-кое предательство искусства вытекает из рыцарски-самовластной
преданности ему («Моцарт и Сальери»), донжуанство становится жертвой собственных
любовных наслаждений («Каменный гость»).
«Каждая из трагедий, — замечает Н. Н. Скатов, —
это утверждение себя личностью вопреки всему... и в каждой из трагедий —
опровержение личности, встречающей в конце концов последнее препятствие —
смерть, ибо действительно такая личность, по выражению А. Хомякова,
«заключается в себя, как в гроб». И наконец, венчающий «Пир во время чумы».
Здесь вся идея уже в названии — жизнь и смерть. Жизнь предстает в своем
максимуме, в напряжении всех сил. Ведь вершится веселье, «праздник жизни», идет
«пир». Торжество жизни, вплоть до вызова, брошенного ею смерти в песне
Председателя: Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог, И счастлив тот, кто
средь волненья Их обретать и ведать мог.
Но и смерть явлена в своем максимуме, во всей
фатальности и безобразии, ничем не смягченная и не облагороженная: «Едет
телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею...» В трагической сшибке
жизни и смерти возникает третье — священник со словом о Боге. Председатель
отсылает его, но и сам «остается погружен в глубокую задумчивость».
Пушкин и восхищен величием развернувшихся в европейском
человеке жизненных сил, и поражен их самоубийственной односторонностью, заводящей
человека в трагический тупик.
«Повести Белкина» создаются одновременно с
«Маленькими трагедиями», в полемическом противостоянии им. Русский мир
изображается далеко не в идиллическом освещении. Но у него есть одно
преимущество: он менее эгоистичен, а потому и более человечен. Люди в нем
отзывчивее по отношению к ближнему, в них не угасла энергия христианского
сострадания, понимания другого как себя самого. Повесть «Станционный
смотритель», посвященная судьбе «маленького человека» Самсона Вырина, открывает
перспективную тему в русской классической литературе, подхваченную Гоголем в
«Шинели», Достоевским в «Бедных людях», Салтыковым-Щедриным в «Запутанном
деле», Чеховым в «Смерти чиновника». Значимость этой темы для Пушкина
заключается не в обличении социальной забитости своего героя, а в открытии в
«маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром
непосредственного отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Сам рассказчик, Иван Петрович Белкин, и его
«помощники», безвестные русские люди, рассказы которых он передает,
привлекательны не смирением, а отзывчивостью, чуткостью к другому и другим,
чистотой и точностью нравственных оценок всего происходящего. Это люди
русские, носители тысячелетней православно-христианской культуры, враждебной
эгоизму и гордыне, это люди, наделенные талантом созерцательности,
художественно бескорыстного взгляда на жизнь.
Русская провинция обретает в «Повестях Белкина»
свой голос, раскрывается изнутри, в пределах ее собственного мировосприятия.
Пушкин открывает оказавшуюся плодотворной форму повествования — сказ. Автор
не рассказывает
здесь о российской
глубинке, а как бы слушает ее разные голоса от разных рассказчиков, но голоса,
гармонирующие друг с другом, сливающиеся в согласный хор. Не отрицая значимости
индивидуального начала, на котором держится Энергия западного исторического
развития, Пушкин находит в глубине русской жизни здоровое зерно, удерживающее
личность от индивидуализма. Пушкин видит основу русской общности в
православно-христианских культурных ценностях, вошедших в плоть и кровь
национальной жизни и русского характера.
Созданная позднее петербургская повесть Пушкина
«Пиковая дама» показывает крах на русской почве замыслов и идеалов
европейского героя. Военный инженер Германн — сын обрусевшего немца,
оставившего ему «маленький капитал», достаточный для безбедного существования.
Но Гер-манну этого мало: он честолюбив, одержим жаждой обогащения, он
энергичен и расчетлив. По своим устремлениям и целям он сродни героям Стендаля
(Жюльен Сорель) и Бальзака (Ростиньяк). Как и французские собратья, Германн наследует
у романтического героя байронического типа индивидуализм и энергию страстей, а
также обязательное внешнее сходство с Наполеоном. Подобно западным честолюбцам,
он воспринимает жизнь как игру, в которой все зависит от собственного ума и
ловкости. Карточная тема в повести — символ особого мироотношения и мировосприятия,
свойственного европейскому герою эпохи Наполеоновских войн и Реставрации.
Но Пушкин дает своему герою отличную от Стендаля
и Бальзака трактовку. Судьба Жюльена и Ростиньяка воспринимается французскими
писателями как естественная норма всякого порядочного человека. Действия
Германна, алчущего богатства честолюбца, воспринимаются Пушкиным как аномалия,
выпадающая из норм русской жизни. В судьбе сходящего с ума Германна Пушкин
изображает нравственную и социальную болезнь века, уже охватившую Запад и
начинающую угрожать России. О том, что эта угроза реальна, свидетельствует и
повесть «Выстрел», входящая в цикл «Повести Белкина». Сильвио, подобно Германну
и героям «Маленьких трагедий», одержим страстью мести, продиктованной завистью
к противнику — счастливому сопернику за первенство в полку.
Особое место в цикле «Повести Белкина» занимает
неоконченная «История села Горюхина» — пародийная стилизация «Истории
русского народа» Полевого. О деревенской жизни Пушкин рассказывает языком
исторических повествователей, вызывая комический эффект несоответствия высокой
формы низкому содержанию. Парадный официальный фасад российской государственности
сталкивается с реаль ностью глубинной деревенской жизни. Открытием Пушкина в
этой повести воспользуются Гоголь в «Мертвых душах» и Салтыков-Щедрин в
«Истории одного города».
Стиль реалистической прозы Пушкина отмечен
лаконизмом, точностью, аскетической скупостью специальных художественных
средств. Он отличается от прозы Карамзина, широко использующей приемы
стихотворной речи — восклицания, обращения к читателю, искусственную расстановку
слов (поэтическая инверсия), пышные метафоры и т. п.
Пушкин сознательно ориентируется на иной тип
художественного повествования. Еще в 1822 году он замечал: «Но что сказать об
наших писателях, которые, почтя за низость изъяснить просто вещи самые
обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами?
Эти люди никогда не скажут «дружба», не прибавя: «сие священное чувство, коего
благодатный пламень» и пр. Должно бы сказать: «рано поутру» — а они пишут:
«Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба» —
ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее.
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и
мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». |