Работа идет медленно и трудно. Сказывается
многолетнее пребывание в Риме, отрыв Гоголя от живых русских впечатлений. Его
письма этой поры наполняются призывами сообщать ему как можно больше сведений
о текущей русской жизни. Затрудняет работу чувство ответственности, давит бремя
тех высоких обязательств, которые он взял на себя перед читателями. Ведь
обещано что-то необыкновенное и прекрасное, способное подвигнуть к возрождению
заблудившуюся современную Россию.
В одну из отчаянных минут 1845 года Гоголь
сжигает написанный второй том. Он решает выйти к соотечественникам с книгой
«Выбранные места из переписки с друзьями» (1846). В этой книге Гоголь
возрождает прерванную в русской литературе традицию прямого обращения к
читателю в жанре поучения, распространенном в древнерусской литературе («Слово
о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха,
«Слово о погибели Русской земли» и др.). Гоголь возрождает пророческий пафос
нашей древней литературы с ее стремлением «глаголом жечь сердца людей». Этот
пафос был для Гоголя естественным и органичным. Вспомним прямые обращения к
читателю в первом томе «Мертвых душ», которые неправомерно называли
«лирическими отступлениями».
В «Выбранных местах из переписки с друзьями»
Гоголь коснулся всех сторон русской жизни — от управления государством до
управления имением, от обязанностей гражданина до обязанностей семьянина, от
назначения Русской православной церкви до призвания русского писателя. Гоголь
учит каждого русского человека на своем месте, при своей должности делать дело
так, как повелевает Высший небесный закон. «Мы трупы, — писал Гоголь, — мы
выгнали на улицу Христа». Обращаясь к царю, Гоголь призывал: «Там только
исцелится вполне народ, где постигнет монарх высшее значение свое — быть
образом Того на земле, Который Сам есть любовь».
В стане Белинского и группировавшихся вокруг
него писателей «натуральной школы» эта книга была воспринята как измена Гоголя
своему направлению и своим сочинениям. В перешедшем в руки Некрасова и
Белинского «Современнике» русский критик назвал эту книгу падением Гоголя.
С недоверием отнеслись к ней и славянофилы. Нравоучительный пафос
«Переписки...» показался им «себялюбивым» и «самодовольным». Глубоко верующий
писатель, считали они, впал в преувеличение своих возможностей, в «любоначалие
ума», в «гордыню» и «прелесть».
Гоголь достойно принял славянофильскую критику
своей книги. Он признал, что в самом тоне ее была некоторая претензия на
всезнание и учительство: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым»,
«право, во мне есть что-то хлес-таковское», «много во мне самонадеянности».
Осенью 1847 года Гоголь получил от Белинского
гневное письмо, глубоко уязвившее и талант, и благородные намерения писателя.
«Россия, — утверждал Белинский, — видит
свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме,
не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не
проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!),
а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного
в грязи и неволе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым
смыслом и справедливостью... Проповедник кнута, апостол невежества, поборник
обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?..»
Собравшись с духом, Гоголь стал писать
Белинскому ответ. Он говорил, что с освобождением крестьян не надо торопиться,
а тем более настаивать на поголовной народной грамотности. Прежде чем господа
возьмутся просвещать народ, нужно просветить самих господ. От них-то,
грамотных, — от чиновников, помещиков, учившихся в университетах, но не
воспитанных нравственно, — и происходит страшный вред. В «просвещении»
нуждается сама власть, сплошь грамотная, но сплошь творящая вопиющие
беззакония. Народ меньше испорчен, чем все это грамотное население.
Гоголь показал Белинскому, что они расходятся в
самом понимании «просвещения». Для Гоголя просветить человека — значит не
только вооружить его знаниями, но и облагородить его сердце. «Хоть бы вы
определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое
бессмысленно повторяют все. Тут... все друг друга готовы съесть, и все носят
такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе
всякая мыслящая личность и спрашивает невольно, где наша цивилизация?»
<...>
«Что мне сказать вам на резкое замечание, будто
русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой
рукой пониже спины... Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи
русских церквей и монастырей, покрывающих русскую землю?»
В ответ на слова Белинского о том, что он
представляет в письме мнение всего народа, Гоголь резонно заметил, что у него
как национального писателя таких прав больше хотя бы потому, что он был «с
народом наблюдателен». «А что вы представите в доказательство вашего знания
русского народа, что вы произвели такого, в котором видно это знание?»
Поразмыслив трезво, Гоголь оставил эти ответы
Белинскому в черновиках и написал ему другое письмо, в котором советовал не
горячиться, беречь себя и настраивать на мирный лад свою страстную, мятущуюся
душу.
В феврале 1848 года Гоголь возвращается на
родину через Иерусалим, где он молится у Гроба Господня о ниспослании ему сил
для завершения труда. Эти силы были уже на исходе. Но в России работа пошла
успешно, появилось вдохновение. Второй том был фактически написан полностью. И
вот 2 сентября 1851 года Гоголь посылает матери из Москвы тревожное письмо:
«Здоровье мое сызнова не так хорошо, и, кажется, я сам причиною. Желая хоть
что-нибудь приготовить к печати, я усилил труды и через это не только не
ускорил дела, но и отдалил еще года, может быть, на два. Бедная моя голова!»
Открыв завершенную уже рукопись, Гоголь вдруг
почувствовал мучительную неудовлетворенность ею, начал правку и в несколько месяцев
превратил беловик в черновик. А физические и нервные силы писателя были уже на
пределе. Неподъемный труд, начатый сызнова, изматывал его вконец. 26 января
1852 года неожиданно скончалась жена А. С. Хомякова, в семействе которого
Гоголь часто оттаивал душой. Эта смерть так тяжело на него подействовала, что
окончательно подточила последние силы.
10 февраля 1852 года Гоголь просит А. П. Толстого,
в доме которого он жил, взять у него рукопись завершенного второго тома и
передать митрополиту Филарету, чтобы тот отобрал из нее нужные, с его точки
зрения, главы, а остальное обрек на уничтожение. Выполнить эту просьбу Гоголя
Толстой не решился.
В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь неустанно
молился до трех часов, а потом разбудил слугу, мальчика Семена, приказал
открыть трубу в печи и сжег второй том «Мертвых душ». Мальчик плакал: «Что вы
сделали?» «Тебе жаль меня?» — спросил Гоголь, обнял, поцеловал его и заплакал
сам. «Надобно уж умирать, — сказал он после Хомякову, — а я уже готов и умру».
«Он смотрел как человек, для которого все задачи разрешены», — писал доктор
Тарасенков, позванный к постели слегшего Гоголя 13 февраля.
В восемь часов утра 21 февраля 1852 года Гоголь
ушел из жизни. Вся Москва провожала его на кладбище Данилова монастыря. «Это
истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени», — писал о смерти
Гоголя С. Т. Аксаков своим сыновьям. |